Главная страница Контактные данные Карта проекта FAQ Форма заказа News

Научная статья по педагогике «Проектирование профессионально-ориентированной технологии обучения как средства формирования картографической компетентности студентов вуза»

Article "Developing the professionally-oriented technology of teaching as a means of formation of the cartographic competence of students of a higher educational institution"

Наши услуги

Рецензируемые журналы

Архив

Оплата

Подписка

Методический раздел

Подбор оппонентов

Архивные данные педагогической статьи Санковой Е.А.

Archival data of the article written by Sankova E.A.

Выходные данные статьи по педагогическим наукам

Article output data

Раздел / Sectional title
[RUS]
Теория и методика профессионального образования
[ENG]
Theory and methods of professional education
Страницы / Pages 86-122
Тип / Type [RAR] – Научная статья
Коды / Numbers [УДК] 480.241.4
Заглавие / Title
[RUS]
Проектирование профессионально-ориентированной технологии обучения как средства формирования картографической компетентности студентов вуза
[ENG]
Developing the professionally-oriented technology of teaching as a means of formation of the cartographic competence of students of a higher educational institution
Авторы / Authors
[RUS]
Санкова
Елена Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент,
Орловский государственный университет
[ENG]
Sankova
Elena Aleksandrovna
PhD (Pedagogy), associate professor,
Orel State University
Аннотация / Abstract
[RUS]
Статья посвящена вопросам проектирования и разработки профессионально-ориентированной технологии обучения для совершенствования процесса обучения студентов вуза дисциплинам «Картография», «Топография», «Геодезия». Рассматриваются предпосылки и подходы создания данной технологии (системный, компетентностный, личностно-ориенированный, контекстный, технологический). Подробно описывается каждый этап проектирования. Целью проектируемой технологии обучения является формирование картографической компетентности студентов вуза.
[ENG]
The article deals with the need for improvement of cartographic training of students of higher educational institutions whose areas of study are called "Geography", "Geographical education", "Ecology and nature management", "Pedology". The professionally-oriented technology of teaching cartographic disciplines is considered to be a means of formation of the cartographic competence of students who study at higher educational institutions. The article also describes the main approaches to developing this technology. The technological approach is regarded as the main one though systematic, competence-based, personality-oriented and contextual approaches are also important. One of the aims of the developed technology of teaching is adaptation of students to the educational process at a higher educational institution. The structure of the cartographic competence of students of higher educational institutions includes the following components: target, motivational, content, procedural, control and evaluative, which correspond to the stages of the management of the process of formation of the cartographic competence of students of higher educational institutions. The professionally-oriented technology of teaching, aimed at formation of the cartographic competence of students of higher educational institutions, consists of the following stages: the stage of determining the aims of training; the stage of selection and structuring of the content of teaching material; the stage of selection and substantiation of methods, forms and means of teaching; the stage of control and evaluation.
Текст / Text
[RUS]
Введение В рамках реализации личностно-развивающей парадигмы…
(Вы можете ознакомиться в файле ПДФ c полным текстом научной статьи по педагогике)
Ключевые слова / Keywords
[RUS]
Картографическая компетентность
картографическая подготовка
профессионально-ориентированная технология обучения
сформированность
студенты вуза
[ENG]
Cartographic competence
cartographic training
professionally-oriented technology of teaching
degree of competence formation
students of a higher educational institution
Библиография / References
[RUS]
  1. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. – М.: Учебный центр при ИЦПКПС, 1994. – 135 с.
  2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. – М.: Высшая школа, 1998. – 431 с.
  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Изд-во института профессией, образования Министерства образования России, 1995. – 336 с.
  4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
  5. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: монография. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. – 200 с.
  6. Виленский М.Я, Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионального бучения в высшей школе: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. – Орел: ОГУ, 2008. – 270 с.
  7. Гусев В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе: дисс. … докт. пед. наук. – М., 1990. – 364 с.
  8. Карпов В.В., Катханов М.Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. – М.; СПб: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. – 143 с.
  9. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.
  10. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 185 с.
  11. Мизинцев В.П. Количественная оценка эффективности и качества учебного процесса: автореф. дисс. … докт. пед. наук. – Южно-Сахалинск: ГПИ, 1987. – 39 с.
  12. Муравьева Г.Е. Вопросы теории проектирования образовательных процессов // Педагогическое образование и наука. – 2002. – № 4. – С. 14-21.
  13. Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. – М.: Прометей, 2000. – 170 с.
  14. Образцов П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в системе профессиональной подготовки военных специалистов (педагогический аспект): дисс. … докт. пед. наук. – М., 2003. – 480 с.
  15. Образцов П.И. Психолого-педагогическое исследование: методология, методы и методика: Учебное пособие. – Орел: Картуш, 2007. – 248 с.
  16. Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с пол. Л.Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина. – М.: ВШ, 1990. – 382 с.
  17. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2001. – 512 с.
  18. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 602 с.
  19. Педагогика: Учебное пособие для студ. пед. институтов / Под. ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 479 c.
  20. Подласый И.П. Диагностика и экспертиза педагогических проектов. – Киев: Диалектика, 2007. – 247 с.
  21. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 540 с.
  22. Проектирование профессионального педагогического образования / В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков и др. // Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 66-70.
  23. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю. – М.: Педагогика, 1986. – 152 с.
  24. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
  25. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.
  26. Сластенин В.А., Чижакова В.И. Введение в педагогическую аксиологию. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
  27. Смирнов С.А. Еще раз о технологиях обучения // Высшее образование в России. – 2002. – № 6. – С. 113-124.
  28. Теория и методика систем интенсивного обучения: Учебное пособие / Под общ. ред. А.А. Золотарева: в 2-х частях. – М.: МИГА, 1993. – Ч. 1. – 66 с.
  29. Теория и методика систем интенсивного обучения: Учебное пособие / Под общ. ред. А.А. Золотарева: в 2-х частях. – М.: МИГА, 1993. – Ч. 2. – 57 с.
  30. Уман А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы. – М.; Орел: МПГУ им. В.И. Ленина; ОГУ, 1997. – 208 с.
  31. Философский энциклопедический словарь / Ред. кол. Л.Ф. Ильичев и др. – М.: Советская энциклопедия, 2000. – 602 с.
  32. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2002. – 440 с.
[ENG]
  1. Arkhangel'skii, S.I. (1998) Uchebnyi protsess v vysshei shkole i ego zakonomernye osnovy i metody [Teaching process in a higher educational institution and its basics and methods]. Moscow: Vysshaya shkola.
  2. Avanesov, V.S. (1994) Nauchnye problemy testovogo kontrolya znanii [Scientific problems related to testing as a means of knowledge control]. Moscow: Uchebnyi tsentr pri ITSPKPS.
  3. Babanskii, Yu.K. et al. (1988) Pedagogika: Uchebnoe posobie dlya stud. ped. institutov [Pedagogy: A tutorial for students of teachers' training institutes]. 2nd ed. Moscow: Prosveshchenie.
  4. Bespal'ko, V.P. (1989) Slagaemye pedagogicheskoi tekhnologii [Components of pedagogical technology]. Moscow: Pedagogika.
  5. Bespal'ko, V.P. (1995) Pedagogika i progressivnye tekhnologii obucheniya [Pedagogy and advanced technologies of teaching]. Moscow: Institut professional'nogo obrazovaniya Ministerstva obrazovaniya Rossii.
  6. Bolotov, V.A. et al. (1997) Proektirovanie professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Projecting in professional pedagogical education]. Pedagogika [Pedagogics], 4, pp. 66-70.
  7. Chernilevskii, D.V. (2002) Didakticheskie tekhnologii v vysshei shkole: Uchebnoe posobie dlya vuzov [Didactic technologies at higher educational institutions: A tutorial for higher educational institutions]. Moscow: Yuniti-Dana.
  8. Gusev, V.A. (1990) Metodicheskie osnovy differentsirovannogo obucheniya matematike v srednei shkole [Methodical basics of differentiated teaching of mathematics in a secondary school]. Unpublished dissertation (PhD.), Moscow.
  9. Il'ichev, L.F. et al. (2000) Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' [Philosophical encyclopaedia]. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya.
  10. Karpov, V.V., Katkhanov, M.N. (1996) Invariantnaya model' intensivnoi tekhnologii obucheniya pri mnogostupenchatoi podgotovke v vuze [The invariant model of the intensive technology of teaching in case of many-staged training at a higher educational institution]. Moscow; St. Petersburg: Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov.
  11. Kulyutkin, Yu.N. (1985) Psikhologiya obucheniya vzroslykh [Psychology of teaching adults]. Moscow: Prosveshchenie.
  12. Lerner, I.Ya. (1981) Didakticheskie osnovy metodov obucheniya [Didactic basics of methods of teaching]. Moscow: Pedagogika.
  13. Mizintsev, V.P. (1987) Kolichestvennaya otsenka effektivnosti i kachestva uchebnogo protsessa [Quantitative estimation of the efficiency and quality of the educational process]. Unpublished dissertation abstract (PhD.), Sakhalin: Sakhalin State University.
  14. Murav'eva, G.E. (2002) Voprosy teorii proektirovaniya obrazovatel'nykh protsessov [Problems of the theory of projecting educational processes]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Teacher education and science], 4, pp. 14-21.
  15. Neiman, Yu.M. and Khlebnikov, V.A. (2000) Vvedenie v teoriyu modelirovaniya i parametrizatsii pedagogicheskikh testov [Introduction into the theory of modelling and parametrization of pedagogical tests]. Moscow: Prometei.
  16. Obraztsov, P.I. (2003) Informatsionno-tekhnologicheskoe obespechenie uchebnogo protsessa v sisteme professional'noi podgotovki voennykh spetsialistov (pedagogicheskii aspekt) [Informational and technological support of the educational process in the system of professional training of military specialists (pedagogical aspect)]. Unpublished dissertation (PhD.), Moscow.
  17. Obraztsov, P.I. (2007) Psikhologo-pedagogicheskoe issledovanie: metodologiya, metody i metodika: Uchebnoe posobie [Psychological and pedagogical research: methodology, methods and techniques: A tutorial]. Orel: Kartush.
  18. Okon, W. (1990) Vvedenie v obshchuyu didaktiku [Introduction into general didactics]. Moscow: VSH.
  19. Pidkasistyi, P.I. (1996) Pedagogika: Uchebnoe posobie [Pedagogy: A tutorial]. Moscow: Rossiiskoe pedagogicheskoe agentstvo.
  20. Podlasyi, I.P. (2007) Diagnostika i ekspertiza pedagogicheskikh proektov [Evaluation and expert examination of pedagogical projects]. Kyiv: Dialektika.
  21. Podlasyi, I.P. (2007) Pedagogika: Uchebnik [Pedagogy: A textbook]. Moscow: Vysshee obrazovanie.
  22. Skatkin, M.N. (1986) Metodologiya i metodika pedagogicheskikh issledovanii: v pomoshch' nachinayushchemu issledovatelyu [Methodology and methods of pedagogical research: for young researchers]. Moscow: Pedagogika.
  23. Slastenin, V.A., Podymova, L.S. (1997) Pedagogika: Innovatsionnaya deyatel'nost' [Pedagogy: Innovative activities]. Moscow: Magistr.
  24. Slastenin, V.A., Isaev, I.F., Shiyanov, E.N. (2002) Pedagogika: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii [Pedagogy: A tutorial for students of teachers' training educational institutions]. Moscow: Akademiya.
  25. Slastenin, V.A., Chizhakova, V.I. (2003) Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu [Introduction into pedagogical axiology]. Moscow: Akademiya.
  26. Smirnov, S.A. et al. (2001) Pedagogika: pedagogicheskie teorii, sistemy, tekhnologii: Uchebnik dlya studentov vysshikh i srednikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedenii [Pedagogy: pedagogical theories, systems, technologies: A textbook for students of teachers' training higher educational institutions and colleges]. 4th ed. Moscow: Akademiya.
  27. Smirnov, S.A. (2002) Eshchyo raz o tekhnologiyakh obucheniya [Once again about technologies of teaching]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 6, pp. 113-124.
  28. Uman, A.I. (1997) Tekhnologicheskii podkhod k obucheniyu: teoreticheskie osnovy [Technological approach to teaching: theoretical fundamentals]. Moscow, Orel: MPGU im. V.I. Lenina; OGU.
  29. Verbitskii, A.A. and Bakshaeva, N.A. (2000) Razvitie motivatsii studentov v kontekstnom obuchenii: monografiya [Making students motivated in the context education: a monograph]. Moscow: Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov.
  30. Vilenskii, M.Ya. et al. (2008) Tekhnologiya professional'nogo obucheniya v vysshei shkole: Uchebnoe posobie [Technology of professional training at a higher educational institution: A tutorial]. Orel: OGU.
  31. Zolotarev, A.A. (1993) Teoriya i metodika sistem intensivnogo obucheniya: Uchebnoe posobie [The theory and methods of the systems of intensive teaching]. In 2 parts. Part 1. Moscow: MIGA.
  32. Zolotarev, A.A. (1993) Teoriya i metodika sistem intensivnogo obucheniya: Uchebnoe posobie [The theory and methods of the systems of intensive teaching]. In 2 parts. Part 2. Moscow: MIGA.
Файлы / Files6-sankova.pdf
Для цитирования / For citation
[RUS]
Санкова Е.А. Проектирование профессионально-ориентированной технологии обучения как средства формирования картографической компетентности студентов вуза // Педагогический журнал. – 2014. – № 4. – С. 86-122.
[ENG]
Sankova, E.A. (2014) Proektirovanie professional'no-orientirovannoi tekhnologii obucheniya kak sredstva formirovaniya kartograficheskoi kompetentnosti studentov vuza [Developing the professionally-oriented technology of teaching as a means of formation of the cartographic competence of students of a higher educational institution]. Pedagogicheskii zhurnal [Pedagogical Journal], 4, pp. 86-122 (In Russian).

Выходные архивные данные издания «Педагогический журнал» за 4`2014, в котором размещена статья / Publisher's imprint of the journal "Pedagogical journal", which includes the article.